Стенограмма передачи "Преображение" от 13.09.2012г
21 сентября 2012
Рубрика
Икона Рождества Божией Матери
Протоиерей Сергий Кондаков: Мир вам, дорогие братья и сестры. Начинаем православную Интернет-программу «Преображение». У микрофона протоиерей Сергий Кондаков...Протоиерей Михаил Карпеев: Протоиерей Михаил Карпеев...
Иерей Александр Малых: Иерей Александр Малых.
Протоиерей Сергий Кондаков: Мы будем говорить на самые разные темы, посвященные духовной и общественной жизни России, да и всего мира. Начнем с новостей. Отец Михаил.
Протоиерей Михаил Карпеев: Да. Хотелось бы в первую очередь напомнить, что с восьмого по десятое августа в Синодальном представительстве в Одессе прошла III ежегодная конференция «Пути Русской Православной Церкви Заграницей в современном мире». Для участия в конференции прибыли 17 представителей наших приходов из России, Украины и Белоруссии. Конференция проходила в рабочей обстановке, и к некоторым докладам были выслушаны даже критические замечания. Всего прочитано было 5 докладов. Первый доклад, который назывался «О церковной власти в Российской Православной Церкви в настоящее время», зачитал Первоиерарх митрополит Агафангел. Второй доклад «Уроки воссоединения» был зачитан Воробьевым Сергеем Арсентьевичем, представителем приходов Московского Патриархата под омофором Русской Православной Церкви Зарубежом. Третий доклад назывался «О путях Русской Православной Церкви Заграницей в современном мире». Его представил настоятель Вознесенского прихода города Барнаул Сибирской епархии иерей Георгий Титов. Четвертый доклад «Теократия как форма народовластия» был представлен Дмитрием Василевским, представителем Православной Белоруссии. И пятый доклад, который назывался «РПЦЗ (РФ), которой нет и РПЦЗ в России, которая хочет быть» зачитал настоятель Московского прихода в честь Новомучеников и исповедников Российских священник Валерий Леоничев. По инициативе мирян, участников конференции, была принята резолюция о принятии анафемы на «сергианство». С текстом докладов и резолюции можно ознакомиться на официальном сайте Русской Православной Церкви Зарубежом.
И о событиях вокруг Покровского храма в городе Малин, недалеко от Киева. Многие из нас внимательно следили за тем, как развивается ситуация вокруг этого дела. Напомню хронику событий. В воскресенье, 1 июля сего года, сергиане ворвались в храм, принадлежащий общине, присоединившейся в 2002 году к Русской Православной Церкви Заграницей. Избив настоятеля, протоиерея Василия Демченко, вышвырнув его на улицу, священнослужители-апостаты пытались в чужом храме совершить богослужение. Когда собрались прихожане отца Василия, то 15 человек из захватчиков заперлись в храме изнутри. Православные люди плотной стеной окружили храм, не дали передавать снаружи захватчикам продукты и памперсы. 3 июля утром к храму прибыл вдохновитель операции по захвату храма сергианский митрополит. Но, вместо ожидаемого им благоприятного приема, все присутствующие православные дружно осудили его действия. Видя такое к себе отношение, организатор этого беззакония с позором ретировался. И на сегодняшний день, обстановка остается напряженной. Просим вас всех помолиться о вразумлении беззаконников и об укреплении духа православных христиан общины Покровского прихода города Малин. А сейчас мы вам предлагаем посмотреть и послушать слово Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Агафангела относительно этих событий. Пожалуйста.
Видео
Митрополит Агафангел : Печально, что у нас в Украине, в последнее время, начались гонения на нашу Церковь, которые выразились в том, что Московская патриархия решила захватить храм в городе Малин Житомирской области. Это час-полтора езды от Киева. Это не то, чтобы они вдруг решили это сделать. Это уже продолжается больше 10 лет, как приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы перешел в нашу Церковь, и с тех пор община во главе с настоятелем отцом Василием Демченко пытается зарегистрировать соответствующие изменения в своем приходском Уставе. И вот в течение этих 10 лет Житомирская областная администрация отказывается под разными предлогами зарегистрировать эти изменения всеми правдами и неправдами. И на фоне этого отказа Московская патриархия постоянно предпринимает какие-то попытки, усилия, чтобы этот храм у нас отнять. Было уже 8 или 9 попыток физически просто захватить этот храм. И было примерно столько же попыток в судах оспорить наше право пользоваться этим храмом. Но, к счастью, все суды, которые проходили, включая Верховный суд Украины, все суды подтвердили, что действительно наши прихожане имеют полное право пользоваться этим храмом. И с юридической стороны все законодательство, законы, действующие в Украине, на их стороне. То есть у представителей Московской патриархии, Патриархата нет ни одной, ни одного документа, который бы хоть как-то подтверждали их права на этот храм. Но вот, тем не менее, они пытаются под разными предлогами подавать в суд. То по одному предлогу, то по другому. Но, как я сказал, все судебные заседания выносили решения в нашу пользу. И вот, тем не менее, недавно, 1 июля, они ворвались в храм, перед воскресеньем, перед Божественной литургией. Пытались сначала заставить настоятеля, чтобы он вместе с ними служил. Потом, когда он отказался, его вышвырнули на улицу: волокли по ступеням, физически… Физическое воздействие к нему применяли. И вот литургию у них не получилось отслужить, они там какой-то молебен отслужили. Тут пришли на службу наши прихожане, оцепили храм. Те, кто захватили храм, они там закрылись. Вот. И сидели там три дня. При этом там по нескольку раз в день там крестные ходы совершали. Все это дело организовал правящий архиерей Овручской епархии Московской патриархии Виссарион (Сретович). Он дал указания… По его благословению люди эти пошли, без всяких документов, без всяких прав, просто, как это сейчас называют рейдерским захватом.
Протоиерей Михаил Карпеев: И следующая новость. Как вам многим стало уже известно, совсем недавно в бассейне Карибского моря прошел страшный ураган под названием Исаак. После того, как он произвел многочисленные разрушения на юго-восточном побережье США, эта страшной силы буря обрушилась и на Гаити. Бедная страна еще не оправилась от недавнего землетрясения, которое произошло двумя годами ранее, как ее постигли новые испытания. И вот в этих местах уже много лет несет свое служение проповедью истинной Христовой веры Русская Зарубежная Церковь. Отец Григорий Вильямс возглавляет здесь православную миссию в должности администратора. Батюшка остался верен исповедническому пути Русской Православной Церкви Заграницей и не пошел на унию 2007 года. Отец Григорий является пастырем добрым для своих многочисленных прихожан и неустанно трудится на ниве Христовой. Поскольку в самой стране сложно найти необходимые денежные средства на строительство помещений для церкви и богаделен, администратору часто приходится бывать в разъездах для сбора пожертвований. В связи с чередой стихийных бедствий, одной из основных забот миссии стала помощь потерпевшим. И это при том, что сама община нуждается в материальной поддержке. В 2010 году разрушено и повреждено несколько зданий во время землетрясений. А недавно прошедший ураган повредил кондиционеры в храме и разорил церковный сад. Всех неравнодушных просим оказать посильную помощь. С отцом Григорием Вильямсом можно связаться через его электронную почту или через официальный сайт Синода Русской Православной Церкви Зарубежом, где на страничке «Приходы» размещена вся информация о православной миссии в Гаити.
И еще одна новость. 3 сентября скончался южно-корейский религиозный деятель, лидер и основатель нового религиозного движения «Церковь объединения» Мун Сон Мён. Мун и его супруга Хан Хакча известны проведением массовых бракосочетаний, так называемых, церемоний-благословений. Мун являлся владельцем множества компаний и проектов различных направлений. Основанные им международные организации, такие как «Федерация за всеобщий мир», «Служение ради мира» даже имеют специальный консультативный статус в ООН. Сам Мун провозгласил, что он Мессия, и он и есть второе пришествие Христа. В апреле 90-го года Мун посетил СССР для участия в проходившей в Москве XI Конференции работников средств массовой информации и встречался с Михаилом Горбачевым. Во время встречи Мун обозначил свои идеи по экономическим и политическим преобразованиям в Советском Союзе. Также Мун зашел в Успенский собор Московского Кремля и совершил там, как утверждают некоторые исследователи, обряд посвящения храма самому себе, разбросав в помещении «священную» соль. Согласно вероучению «Церкви объединения» обряд предполагает создание святой земли и переводит вещи из-под сатанинского владычества в Божественную собственность. Основная идея вероучения Муна состоит в том, что отношения Бога и людей представляются как отношения родителя и детей. И целью творения было создание совершенной семьи. Вот именно покончить со страданиями, достичь всеобщего мира и согласия возможно только, преодолев три преграды: нравственный эгоцентризм, разобщенность мировых религий, всепроникающее влияние атеизма. Все это Мун решил исправить. И назвал себя Мессией и третьим Адамом. На этом мои новости закончены. Передаю микрофон протоиерею Сергию Кондакову.
Протоиерей Сергий Кондаков: Спаси Господи. Я хотел бы заметить, дорогие братья и сестры, что этот господин, который объявил себя очередным Мессией, конечно же, является типичным лжехристом, лжепророком нашего времени. И таких лжепророков становится с каждым годом все больше и больше. Поэтому мы, верующие в Господа нашего и Спаса Христа, как своего Бога и Спасителя, должны быть всегда во всеоружии правды святого Православия. Но, увы, как печально наблюдать, когда те, кто должен свидетельствовать жизнью своей о евангельской истине, показывают прямо противоположное. Как сообщили адвокаты отца Георгия Шевченко, бывшего министра здравоохранения России, его скандальное дело, связанное с его квартирой на Набережной, отнюдь не закончено. Не буду перечислять все узлы трагедии отца Георгия. Напомню лишь, что несколько лет тому назад православные русские люди, прежде всего Московской патриархии, радовались, когда узнали, что Юрий Шевченко, стал отцом Георгием, принял сан священника. Ведь отец Георгий не просто бывший министр здравоохранения России. Это выдающийся врач-кардиохирург, генерал-полковник военно-медицинской службы, член Академии Наук России и других стран мира. И вот этот человек становится пастырем Божиим. Радовались мы тогда искренне. Но радость была наша недолгой. В этом году мы узнали страшную новость. Оказывается некая таинственная госпожа Леонова, прописанная в одной квартире с патриархом Кириллом, обратилась в суд. И суд потребовал 20 миллионов рублей от отца Георгия за ту пыль, которая осмелилась проникнуть из квартиры отца Георгия в квартиру патриарха Кирилла. Трагедия усугубляется и тем, что отец Георгий тяжело болен: онкология. Несмотря на все просьбы о пощаде, патриарх Кирилл считает, что прощать здесь не нужно. Как говорится, комментарии излишни. Мы же только можем помолиться за отца Георгия и за бедный наш несчастный народ. Потому что эта трагедия свидетельствует о страшном духовном кризисе, который поразил современную Россию.
Но не все так безнадежно. Милостью Божией, несмотря на большие материальные трудности, наши приходы Русской Православной Церкви под омофором РПЦЗ сумели организовать в августе лагерь Юных разведчиков, в котором принимали участие более 160 человек. Девочки, мальчики, юноши, девушки в течение недели жили одной большой дружной семьей, постоянно принимали участие в богослужениях, изучении Слова Божьего, Закона Божия, истории Русской Православной Церкви, истории нашего родного Отечества, Белого сопротивления большевизму. И в тоже время занимались спортом, изучали бокс, различного рода единоборства, изучали школу выживания, туризм. Словом, провели очень полезно и плодотворно вот эти семь дней. Отрадно, дорогие братья и сестры, что также и в Вологодской епархии был проведен лагерь для юных чад нашей родной Русской Православной Церкви Зарубежом. Что ж, нам необходимо, как бы это ни было трудно, заниматься воспитанием подрастающего поколения.
Ну, и еще одна радостная новость. В той же Вологодской епархии Русской Православной Церкви Зарубежом, а сейчас мы увидим видео, произошло воссоединение иеромонаха Владимира (Хорунжего) вместе со своими прихожанами, воссоединение через покаяние с Русской Православной Церковью Зарубежом. Давайте посмотрим кадры вот этого дивного события.
Видео
Иеромонах Владимир : Дорогой влыдыко, отец Александр, матушка игумения, братья и сестры во Христе. В этот для меня радостный и светлый день, когда у меня с плеч что-то свалилось, такое вот очень тяжелое, гнетущее. И вот, благодаря молитвам владыки, благодаря молитвам отца Александра, и вашим благодаря молитвам, я вот избавился от того искушения, от тех соблазнов, от того неверного пути, по которому я шел, можно сказать, в течение 35 лет служения в Московской патриархии. И вот получилось так, что в прошлом году Господь сподобил меня посетить Святую Землю, я там в течение недели, так сказать, был паломником. По всем святым местам проехал и прошел. Прежде всего, я молился: "Господи, направь меня на путь истинный, сделай так, чтобы я служил тебе именно по совести, по правде. А не за деньги, не за кресты, украшения". Ну, то, что вот сейчас там, как говорится, распространено среди, к сожалению, священнослужителей Московской патриархии. Вот получилось так, что после посещения Святой Земли я каким-то чудесным образом сначала вышел на отца Александра, через отца Александра я вышел на владыку. Пригласил его на свой приход. Познакомился владыка с моими прихожанами. С нашей приходской жизнью, с нашими проблемами, с нашими заботами. Вот благословил нас, сказал, что я буду за вас молиться. И вот, по молитвам владыки вашего я оказался сегодня здесь. Через покаяние соединился вновь со Святой Соборной Православной Церковью. И вот считаю, что для меня в храме преподобного Серафима Саровского, которого я очень почитаю, которого очень люблю, святого нашего угодничка, в этом храме, через чин покаяния опять присоединился к Православной Церкви. И благодарю и вас за вашу молитву, за ваше участие. И надеюсь, что мы не в последний раз с вами встречаемся в этом храме, и будем молиться Господу Богу…
Протоиерей Сергий Кондаков: Дорогие братья и сестры. Вот, к нам присоединился архиепископ Кишиневский и Молдавский Георгий Русской Православной Церкви Зарубежом. И сейчас, если Господь услышит, мы с Вами услышим и увидим владыку Георгия.
Архиепископ Георгий: Мир вам всем, дорогие братья и сестры. Приветствую вас и очень рад, что эта первая передача, которая началась, что она в эфире. Что, слава Богу, что есть возможность нам общаться вот в таком формате. И что, в общем-то, есть, слава Богу, возможность постоянно делать такие передачи для того, чтобы о нас знали везде. Тем более, средства массовой информации, Интернет нам позволяют это делать. Поэтому да благословит Господь всех нас на это благое хорошее дело. Спаси Господи.
Протоиерей Сергий Кондаков: Владыка, мы надеемся, что вы примете самое активное участие дальше в нашей передаче. Мы будем говорить о владыке Виталии и отвечать на вопросы, которые к нам уже поступили.
Архиепископ Георгий: Но вы должны, конечно, учитывать, что я лично владыку Виталия не знал. Но свои личные впечатления о нем со стороны… вот этим могу поделиться.
Протоиерей Сергий Кондаков: Спасибо, спасибо, владыка.
Архиепископ Георгий: Спаси Господи.
Протоиерей Сергий Кондаков: Спаси Господи, владыка. Ну что ж, дорогие друзья. Продолжаем наши новости. К сожалению, и в августе, и в сентябре у нас на приходе были тревожные события, связанные с тем, что неизвестные злоумышленники неоднократно пытались спилить, и один раз им это удалось, поклонный Крест у села Завьялово. Причем именно тот самый Крест, где год с небольшим тому назад произошла встреча прихожан нашего храма святого Царя-Мученика Николая с приехавшим к нам в Удмуртию архиепископом Софронием Санкт-Петербургским, членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Зарубежом. Но усилиями наших верующих Крест был вновь воздвигнут. К сожалению, с подобными актами вандализма приходится сталкиваться все чаще и чаще. Но в то же время нельзя не отметить, что некоторые силы, далекие от истинного Православия, пытаются использовать подобные проявления экстремизма, нетерпимости к христианству в своих целях. И обвинить вместе с действительно сатанистами, какими-то сомнительными с нравственной точки зрения людьми, вполне добропорядочных граждан нашей страны, которые пытаются просто критиковать недостойных священнослужителей, занимающих крупные церковные должности. Конечно же, подобная постановка вопроса недопустима. Вообще, дорогие братья и сестры, наши приходы, они неоднократно повергались всевозможным нападениям. И мы далеко…. Даже мы малую часть не публиковали в Интернете того, что нам пришлось пережить. Может быть, мы когда-нибудь об этом расскажем. Почему мы обо всем не рассказываем? Да для того, чтобы не накалять и без того сложную ситуацию. Но, к сожалению, сергианствующие священнослужители как раз пытаются накалять обстановку, чтобы в мутной воде ловить свою рыбку. Но мы, дорогие братья и сестры, должны заниматься совсем другим. Мы должны нести мир, и должны свидетельствовать о Христе, прежде всего, мирностью своего собственного духа.
Иерей Александр Малых: Ну, братья и сестры, вернемся к событиям из нашей Русской Зарубежной Церкви. 26 августа состоялось первое богослужение в восстановленном после поджога храме Вознесенской общины Зарубежной Церкви города Барнаул. Эта община в главе со своим настоятелем отцом Георгием Титовым в августе 2010 года перешла в Русскую Зарубежную Церковь. И с тех пор она подвергается постоянным гонениям. Она была вынуждена оставить... ее заставили уйти из полностью построенного и расписанного этой общиной Вознесенского храма в поселке Научный Городок Барнаула. И вот этот поджог другого, меньшего по размерам, храма уже четвертый. Поэтому помолимся, братья и сестры, за отца Георгия, за его прихожан, чтобы Господь укрепил их в исповедническом подвиге хранения истинного Православия.
Еще одна новость из жизни нашей Русской Зарубежной Церкви. 2 февраля 2012 года Французский суд в Каннах вынес постановление о возвращении Русской Зарубежной Церкви под омофором митрополита Агафангела собора Архистратига Божия Михаила. В 2006 году этот собор перешел в руки тех деятелей, тогда еще Зарубежной Церкви, которые впоследствии присоединились к Московской патриархии. Категорически против этого выступала община храма Архангела Михаила. И вот, ей удалось недавно добиться того, чтобы храм, наконец, вернулся в их ведение. Но, тем не менее, они не могут проводить богослужения регулярные в это храме, поскольку представители Московской патриархии, вопреки решению Французского суда, никак не освободят здание этого храма. Так что мы должны и за эту общину молиться, чтобы они получили, наконец, возможность в храме, принадлежащем им по праву, проводить регулярные богослужения.
17 августа этого года Московский городской суд вынес постановление о двухлетнем тюремном заключении трех участниц, уже ставшей известной группы Пусси Райт. Эта история получила большой резонанс в средствах массовой информации. И мы бы не хотели добавлять свои какие-то комментарии в поддержку либо в осуждение трех этих участниц. Хотелось бы только отметить резко бросающееся в глаза отсутствие духа христианской любви и милосердия со стороны тех, кто именует себя православными христианами и носит высокие церковные саны. Потому что, если бы был проявлен пастырский подход в этом деле, то, я думаю, можно было бы вызвать у этих трех заблудших женщин более христианский взгляд на их поступок и, может быть, даже сожаление о содеянном. И тем более предотвратить ту волну антицерковных настроений, которая сейчас все более захлестывает общество в России.
Ну и, наконец, можно сказать, что в августе этого же года патриарх Кирилл посетил Польшу. Официально это было сделано по приглашению Польской Православной Церкви. Однако главным событием стала встреча патриарха с Конференцией католических епископов Польши и подписание совместного документа, Обращения к народам Польши и России. И вот, в связи с этим к нам пришло письмо из Польши от брата Мартина, чтеца. И мы бы хотели это письмо зачитать, его впечатление об этом визите.
«Всечестные отцы! Въ связи съ возникновеніемъ Вашей замечательной передачи хочу разсказать и подѣлиться впечатленіями отъ визиты патріарха Кирилла въ Польшу, которой мне пришлось быть свидѣтелемъ воочію. Какъ знаемъ, часть нашей многострадальной Святой Руси после Первой мировой войны осталась въ предѣлахъ польскаго государства. Эту часть Святой Руси называютъ западнорусскимъ краемъ – Червонной и Бѣлой Русью. Наши западнорусскіе земли всегда терпели неслыханные гоненія отъ поляковъ-католиковъ. Наши предки боролись съ Брестской уніей, съ предавшими насъ архіереями, ушедшими въ унію съ римскими папами. Насъ мучили, отбирались или разрушались православные
храмы, и сегодня где не взглянешь сотни нашихъ храмовъ передѣланы на костёлы. Наша земля покрыта кровью и слезами мучениковъ и исповѣдниковъ замученныхъ католиками-
папистами. Вспомнимъ хотя бы священномученника Аѳанасія игумена Брестскаго, священномученника Никифора (архидіакона- экзарха) Кантакузена, священномученника Максима Сандовича который во время своего расстрела громогласно воскликнулъ: «Да
живетъ Святая Русь и Святое Православіе!» У насъ исчезли две мощные православные епархіи. Въ одной изъ этихъ епархіи (холмской) служилъ архіепископъ Тихонъ, позже ставшій святейшимъ Патріархомъ московскимъ. Моя бабушка всегда вспоминала какъ при святомъ-мученикѣ царе Николае намъ хорошо жилось, и что придетъ время когда русскіе снова придутъ и насъ освободятъ отъ кривоверныхъ славянскихъ «братьевъ». Удивительно,
что такое чаяніе встречается у многихъ нашихъ православныхъ семей.
И вотъ въ этомъ году неожиданно пріехалъ патріархъ Кириллъ Гундяевъ. Многіе сперва радовались этому, у многихъ была надежда и чаяніе на добрые плоды этой визиты. Во-первыхъ, люди видѣли въ патриархѣ не главу какой то другой помѣстной Церкви, но нашей
родной русской. Къ нашему большому удивленію патріархъ громогласно подписалъ съ католиками неправославный экуменическій документъ. Во время посещенія Бѣластока патріархъ въ присутствіи папскихъ епископовъ сложилъ венцы возле памятника «святаго» ксендза Ежего Попелушки. Но патріархъ не просто сложилъ венцы, онъ передъ статуей Попелушки перекрестился и сдѣлалъ поясной поклонъ! И это показали по телевиденію на посрамленіе православнымъ по всей странѣ!
Въ православномъ городѣ Гайновка который посетилъ патріархъ Кириллъ, часть пожилыхъ людей которые не смогли добраться на встречу въ кафедральный соборъ Св. Тройцы, решила подождать на патріаршескій кортежъ возле своей приходской церкви
находящейся при выездѣ изъ города. Эти бабушки (около 50 людей) ждали патріарха какъ своего родного отца. И вотъ... патріархъ не остановился, не поблагославилъ, но только проехалъ на мигалкахъ, не обращая вниманія на простыхъ вѣрующихъ. Обидно и скорбно
было этимъ людямъ... ни слова поддержки, укрепленія темъ которые многими годами отстаиваютъ православную вѣру въ неправославной странѣ. Во время главной Божественной Литургіи на святой горѣ Грабарка, гдѣ ежегодно собирается 40 000 людей, - какъ потомъ выяснилось - патріархъ служилъ на привезенныхъ съ собой просфорахъ, нашихъ не хотелъ. При этомъ принималъ пищу только отъ своего личного повара. Это характерно для КГБистовъ, а не для уповающихъ на Бога православныхъ архипастырей.
Еще добавлю, что патріархъ началъ визиту отъ поклоненія адскому огню, который горитъ на мѣстѣ, где раньше стоялъ знаменитый варшавскій соборъ святаго Александра Невскаго.
Наше горе переполнилось, когда во время визиты, съ Ватикана со словами упованія на соединеніе Церквей и поздравленіями къ п. Кириллу обратился папа Венедиктъ ХѴІ.
На этомъ и заканчиваю. Къ письму добавляю фотографiи изъ визиты.
Желая Вамъ и Вашимъ прихожанамъ Божіей силы и укрепленія отъ Божіей Матери въ твердомъ исповѣданіи святоотеческаго Православія въ Ижевскомъ краѣ»
Протоиерей Сергий Кондаков: Вы знаете, дорогие братья и сестры, я бы хотел бы заметить, что с одной стороны, нельзя не приветствовать попытку примирить два славянских народа: русский и польский. И сама эта идея прекрасна. Но как это делается? Вот на это надо обратить внимание. Например, отец Ежи Попелюшко. Католический священник. Я лично отношусь к этому человеку с большим уважением, потому что помню, что этот мужественный человек в 1984 году был зверски убит польскими чекистами за то, что он обличал коммунистов. И, наверное, если бы я оказался в Польше, я тоже положил бы к его могиле или памятнику цветы. Но нельзя, вспоминая одни жертвы, забывать о других. А ведь Польша пропитана кровью мучеников, священников, мужчин, женщин и даже детей, которые были убиты, всячески истязаемы папистами за святое Православие. Сколько там пострадало наших единоверцев от латинян! И поэтому действительно прискорбно, когда, казалось бы, святое дело совершается таким образом, как мы с вами совсем недавно видели. И мне близка скорбь и боль нашего брата, чтеца из Польши. И дай Господь, чтобы укрепил его и всех нас в сохранении святого Православия, прежде всего в своем сердце.
Иерей Александр Малых: Мы бы хотели, дорогие братья и сестры, сейчас вспомнить ряд исторических дат, которые приходятся на сентябрь месяц. И вот, 8-го по старому стилю, 21 сентября по новому Православная Церковь совершает празднование Курской Коренной иконе Божией Матери, главной святыне Русского Зарубежья. Это одна из древнейших икон Руси. Была обретена в конце XIII века при корне дерева близ Курска (поэтому и получилось ее название) в то время, когда Русское государство переживало величайшие бедствия после татарского нашествия. И впоследствии в самые тяжелые годины эта икона оказывала помощь христианам нашей земли. Надо вспомнить, что в 1898 году около иконы революционно настроенные юноши взорвали заряд страшной силы. Но, тем не менее, даже стекло на киоте иконы не разбилось. В 18 году чекистами она была выкрана, но, тем не менее, чудесным образом через 4 месяца найдена православными в колодце. Впоследствии икона оказалась в рядах Белой армии и воодушевляла православных воинов. Была эвакуирована из Новороссийска с армией генерала Деникина. Но вскоре же она вернулась на нашу землю в Крым по просьбе генерала Врангеля для помощи его армии. И в октябре 20 года уже навсегда покинула нашу Родину. Икона присутствовала на всех Архиерейских и Всезарубежных Соборах Русской Зарубежной Церкви. Но, к сожалению, в настоящее время она оказалась в руках тех, кто изменил традициям Русской Зарубежной Церкви по охранению Православия. Меньшая же часть духовенства и мирян Русской Зарубежной Церкви верна этим традициям, несет подвиг русскости среди разрастающейся апостасии. Поэтому, несмотря на то, что эта икона сейчас не с нами, тем не менее, мы ощущаем благодать Божию и помощь Божию в деле защиты Православия.
Следующей новостью можно вспомнить дату 4 сентября. Историческая, можно сказать, встреча Сталина с иерархами Московской патриархии. Когда Советское правительство после почти полного разрушения церковной жизни в СССР в лице Сталина пожелало встретиться и создать полностью подконтрольную себе церковную структуру, которая названа была Московской патриархией. Сталин 4 сентября встретился с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским), Николаем (Ярушевичем), которые были доставлены в Кремль. Выслушал их просьбы, сам отметив вклад Церкви в дело обороны страны. И вот, одной из просьб было собрать Поместный Собор для избрания патриарха. По воле Сталина были проявлены в этом деле большевицкие темпы. И уже 8 сентября был созван собор, на котором был избран патриархом митрополит Сергий (Страгородский). Все это противоречило вопиющим образом апостольским правилам. В частности, 30 правилу, которое говорит, что если епископ, мирских начальников употребив, получит власть в Церкви, то будет он отлучен, извержен и все сообщающиеся с ним. Как начало было вопреки канонам, так и впоследствии в Московской патриархии отступления от канонов только возрастали, расширялись: от сотрудничества со спецслужбами богоборческого государства и обеспечения себе посредством этого карьерного роста, до участия, до предательства Православия на разного рода экуменических встречах. Русская Зарубежная Церковь поэтому никогда не признавала и до сих пор не признает этого избрания в патриархи и призывает всех иерархов Московской патриархии к покаянию.
Следующей исторической датой мы вспоминаем 11 сентября Усекновение главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Он обличал правителя Галилеи Ирода за беззаконную, прелюбодейную связь с Иродиадой, женой своего родного брата. И вот, по случаю пира, который был устроен Иродом в день своего рождения, дочь Иродиады угодила ему своим танцем. И он пообещал, что исполнит любое ее пожелание. И дочь по совету матери испросила тут же, тотчас же принести на блюде отрубленную голову Иоанна Предтечи, что и было исполнено. И вот эта мученическая смерть святаго Пророка Предтечи Крестителя Господня Иоанна, она научает всех нас не бояться обличать зло, обличать открытое беззаконное распространение, нарушение евангельских заповедей, если даже последует мученическая насильственная смерть.
И вот, святый Пророк Предтеча и Креститель Иоанн, он пострадал за правое дело. Поэтому в России установился обычай в этот день, день его памяти, совершать молитвенное поминовение всех воинов, отдавших свою жизнь за Веру, Царя и Отечество. Впервые это было сделано в 1769 году во время войны России с Турцией и Польшей. Но сейчас этот список тех, кого мы поминаем, он пополнился и теми, кто сражался за Веру, Царя и Отечество, положил свои головы во время войны с Наполеоном, во время Первой мировой войны, во время Белой борьбы с большевизмом в годы Гражданской войны. Ну и, конечно же, во время Второй мировой войны.
Протоиерей Сергий Кондаков: Дорогие друзья, многие 9 сентября вспоминают память протоиерея Александра Меня. Потому что в 1990 году на станции Семхоз Московской области произошло преступление: был зверски убит отец Александр Мень или ударом топора, или саперной лопатки, до конца непонятно. Но очевидно, что это было хорошо спланированное преступление. Отец Александр Мень, известный проповедник, духовный писатель, миссионер. В те, годы, когда не только миссионерство, но проповедь, как таковая, находилась под запретом, батюшка занимался миссионерской деятельностью. И многие тысячи людей, благодаря его проповеди, обратились ко Христу, преимущественно из интеллигенции. Но вместе с тем нельзя не заметить, что отец Александр, будучи клириком Московской патриархии, воспринял тлетворные идеи экуменизма. Он не был сергианином. И за это ему честь и хвала. Но, увы, отец Александр принял экуменизм как свою веру. И именно поэтому в его сочинениях мы можем найти много от модернизма, экуменизма, и я бы даже сказал, от неоуниатства. Поэтому христиане, основывающие свое упование на заветах святых апостолов и святых отцов, конечно же, относятся к творчеству покойного протоиерея Александра Меня критически. Но, дорогие братья и сестры, эта критика не должна зачеркивать и то положительное, что сумел сделать во время своей земной жизни протоиерей Александр Мень. Печально, что в наше время некоторые люди, которые стремятся совершить либеральную революцию в Русской Православной Церкви, пытаются сделать из отца Александра идола. Конечно же, этого допустить никто из нас не может. Поэтому мы должны относиться, еще раз напоминаю, к трудам и наследию отца Александра критически, не забывая то доброе, что он действительно сделал.
И 8 сентября я бы хотел вспомнить другого невинно убиенного человека. Это Кирилл Бережной. Православный активист, журналист. Он в 2006 году был найден на берегу Днепра весь израненный, обескровленный, бездыханный. Убийство чрезвычайно таинственное, страшное. Я лично знал Кирилла. Это был замечательный светлый человек, который, хотя и относился к прихожанам Московской патриархии, но очень переживал по поводу всевозможных апостасийных явлений. Был убежденным антиэкуменистом. Выступал против сатанинской глобализации, технотронного контроля над личностью человека. Словом, был настоящим свидетелем Истины Христовой, за что и расплатился своей жизнью и своей кровью. Вечная память Кириллу. И дай Бог, чтобы его святыми молитвами и мы были тверды во святом Православии.
8 сентября православные празднуют Сретение Владимирской иконы Божьей матери. 1395 год. На Русь, на Москву двигается несметное воинство Тамерлана, страшного азиатского завоевателя. Тамерлан, Железный хромец, Тимур. Это был человек, который не знал поражений. И, конечно же, Московская Русь не могла при помощи меча дать достойное сопротивление. Но, слава Богу, тогда наш народ был благочестив и боголюбив. Поэтому было решено перенести из Владимира в Москву чудотворную икону Божией Матери. На протяжении всего пути тысячи людей, предстоя на коленях, простирая свои руки, взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» И молитва была услышана. Во сне Тамерлан увидел Пресвятую Богородицу. После этого видения грозный завоеватель приказывает повернуть свои полчища обратно. Русь была спасена. И вот что замечательно, Железный хромец огнем и мечом уничтожает Золотую Орду, давнюю мучительницу и поработительницу Руси. А затем он громит турок, спасая на некоторое время Византию и всю Европу. Вот, дорогие братья и сестры, мы видим, как велика и сильна молитва, обращенная к Божией Матери.
И в праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери произошла Бородинская битва. Битва, которая не только является историей военной, но прежде всего историей духовной. Потому что наш народ одержал блестящую победу в войне 1812 года, прежде всего, благодаря силе духа. В гениальном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» изображается вот этот наш народ. И удивительно, что в годы воинствующего атеизма, когда у всех на уме в Советском Союзе были слова Хрущева, что скоро настанет атеистическое общество, замечательному нашему кинорежиссеру Бондарчуку удалось снять экранизацию романа Толстого, в которой он показал красоту духа нашего верующего народа. Это действительно чудо, что подобный фильм был снят в годы воинствующего безбожия. И вот давайте посмотрим немножко отрывок из этого фильма, в котором показывается молитва наших героев перед Бородинским сражением.
Видео
Показывается сцена молебна на Бородинском поле перед сражением из третьей серии фильма Бондарчука «Война и мир».
Протоиерей Сергий Кондаков: И, конечно же, дорогие братья и сестры, еще хочется сказать, не случайно, что 1859 году был взят аул Гуниб и пленен вождь кавказских экстремистов Шамиль. Император Александр II, Царь-Освободитель сумел остановить кавказскую войну не только при помощи воинского искусства, но и при помощи мудрой и милостивой политики, основывающейся опять-таки на святом Православии. Шамиль был потрясен, как милостиво отнесся Царь вместе со всем своим народом к нему и всем, еще совсем недавно воинствующим, кавказцам. Шамиль получил большое жалованье, дом, прислугу. И впоследствии гордый Шамиль смирился и искренне писал Царю: «Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием; Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг как облагодетельствованного дряхлого старика и покоренного Твоею великою душою, внушить детям их обязанности пред Россиею и ее законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству.Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов принести ее всенародно.В свидетельство верности и чистоты моих помыслов я призываю Всемогущего Бога». Действительно, дивны дела твои, Господи.
Протоиерей Михаил Карпеев: Да, и недавно мы с вами все молитвенно вспоминали день упокоения нового угодника Божьего, нового богослова, нового настоящего монаха, света Православия иеромонаха отца Серафима (Роуза). В этом году исполнилось 30 лет со дня его кончины. Сложно назвать его кончину блаженной, она была, скорее, наверно, мученической, потому что отец Серафим очень страдал перед своей кончиной, у него была тяжелая болезнь, очень редкая болезнь – гангрена сосудов кишечника. И ему пришлось много пострадать и помучиться. Но все мы с вами знаем его замечательные творения, его книги «Православие и религия будущего», «Душа после смерти». К сожалению, верующие православные христиане в России мало знают его трудов, посвященных Новомученикам исповедникам Российским, посвященным его критике декларации митрополита Сергия двадцать седьмого года, и мало мы знаем и настоящих пророческих высказываний отца Серафима (Роуза). И вот в связи с этим хотелось бы зачитать некоторые его мысли относительно пророчеств о восстановления Православной России перед концом времен. Да и эти времена отец Серафим, хотя он скончался уже как тридцать лет, отошел в мир иной, мы верим, что к Богу, он, отец Серафим, уже называл почти что апокалиптическими. Он говорил примерно следующее, что «уже позднее, чем вы думаете». Так вот, его слова в связи с пророчествами о возможном восстановлении Православного царства на Руси. Все пророчества этих вдохновенных людей, а именно вот, отца Серафима Саровского, святителя Иоанна Максимовича, архиепископа Феофана Полтавского, так вот: «Все пророчества этих боговдохновенных людей в ранний период нашего столетия говорят об ожидании восстановления Святой Руси и даже Православного Царя незадолго до пришествия антихриста и конца мiра. Но это событие будет скорее носить характер необычно чудесного, а не обыкновенного исторического события. И в тоже время, оно будет в какой-то мере зависеть и от самого русского народа, так как Бог здесь действует через свободную волю человека. Так же, как после покаяния людей Ниневия была помилована, и пророчества Ионы о ее гибели оказались ложными, таким образом, и пророчества о восстановлении России могут оказаться ложными, если русские люди не раскаются…» Какие страшные слова для всех нас, православных христиан, потому что, к сожалению, нераскаянность современных людей, наших соотечественников, сквозит во всем. Людям больше нужен покой, люди не способны различать настоящих пастырей от лжепастырей. И в заключении можно привести еще слова отца Серафима (Роуза) – «Было бы слишком поверхностным заключением сказать, что прославление Новомучеников и Царской Семьи приведет к восстановлению Святой Руси, но православные русские люди и в России и в рассеянии, если воспримут это всем своим сердцем, то оно сможет послужить поводом к раскаянию в грехах, а влияние его, то есть прославления на саму Россию, и измерить нельзя». И конечно, здесь необходимо всем искренне раскаяние, искреннее прославление в своих сердцах святой Царской Семьи.
В эти же сентябрьские дни мы вспоминаем великий праздник, двунадесятый праздник, особый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы празднуется как праздник всемирной радости всей Православной Церковью. В этот светлый день на рубеже Ветхого и Нового Заветов родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом, послужить тайне воплощения Бога Слова, явиться Матерью Спасителя мiра Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева родилась в небольшом галилейском городе Назарете от благочестивых родителей Иоакима и Анны. Хотя есть мнение некоторых церковных историков, что она родилась в Иерусалиме. Приходилось слышать и такое, даже показывали, обычно показывают этот дом, где она росла, родилась и росла в Иерусалиме тем православным паломникам, которые там оказываются. Но, тем не менее, святые Иоаким и Анна, еще будучи молодыми людьми, уже посвятили себя Богу, всю свою жизнь. Жили они благочестиво и праведно, но, к сожалению, как мы знаем, долго Господь не давал им дитя, тем самым, испытывая их святую веру. И уже в глубокой старости Господь даровал им Девочку, и эта Девочка стала Матерью Господа нашего Иисуса Христа.
И в этот особый день, день Рождества Пресвятой Богородицы, празднуется и вот, как уже было сказано, и Курская икона «Коренная» Пресвятой Богородицы, но и мы вспоминаем в это день особую дату. В этот день произошла много лет назад, много столетий назад Куликовская битва. Победа на Куликовом поле стала одной из самых значимых в истории Российского государства. Именно здесь произошло объединение русских княжеств и других народов вокруг Москвы для защиты от общего врага на данный момент и на будущий. Историческая оценка значения Куликовской битвы неоднозначна. Некоторые считают, что Куликовская битва являлась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости. Только православные верующие люди всегда относились к этой дате и к этой битве как к противостоянию христианской Руси и христианского духа русского народа духу расслабления и духу греха, который господствовал тогда в людях в связи с татаро-монгольским игом. Некоторые же вообще считают, что Куликовской битвы как таковой не было, а были какие-то просто такие небольшие битвы, чтобы помочь хану Тохтамышу избавиться от узурпатора Мамая. Но мы, как православные христиане, знаем, что ничего случайного не бывает в этой жизни, и то, что эта битва произошла в день рождения Пресвятой Богородицы, и то, что эта битва на продолжении многих столетий укрепляла и укрепляет православных русских людей, этого, конечно, нельзя недооценивать и сложно переоценить. По окончании битвы, захоронение погибших воинов продолжалось восемь дней, и после этого захоронения отслужили великую панихиду о всех убиенных и с тех пор, с тех пор на Руси, в России, празднуется, отмечается родительская или Димитриевская суббота, которой поминаются все от века усопшие наши православные христиане и православные воины.
В сентябрьские же дни мы отмечаем еще одно событие, а именно событие Воздвижение Креста Господня. Здесь надо такой небольшой исторический экскурс привести и напомнить, что римские императоры в самые первые века христианства пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес наш Господь Иисус Христос. Например, император Адриан приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень, и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статуи Юпитера. На этом месте собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет по Промыслу Божию великие христианские святыни Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонений. Этому способствовал равноапостольный царь Константин, во время царствования которого прекратились гонения на христиан, и по его просьбе его родная мать Елена отправилась на Святую Землю для того, чтобы найти сам Животворящий Крест Господень. Несмотря на то, что царица Елена уже была в преклонных годах к этому времени, она с охотой отправилась на поиски святынь. Долгое время поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого иудея Иуду, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанная по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзивших тело Господа. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника, которого как раз несли мимо. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Животворящему Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли хотя бы издали благоговейно созерцать его. Вот как на иконах изображается обычно это Воздвижение Креста Господня. Тогда и патриарх, и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая «Господи помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо – тяжелобольная женщина при осенении ее Святым Крестом сразу исцелилась, и сам этот старец Иуда, и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое крещение.
На этом мы заканчиваем вспоминать исторические даты и новости. Сейчас, во второй части передачи, у нас сейчас будет…
Протоиерей Сергий Кондаков: Передача, посвящена светлой памяти митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом. И давайте в начале посмотрим отрывок из дивного документального кинофильма Владимира Петровича Виноградова, где перед нами проповедует этот святитель Божий.
Видео
Митрополит Виталий : ...были оторваны от молитвы сердечной, от своей православной культуры. В этом самая главная трагедия. И мы здесь за границей, которые вышли за границу… Ведь если посчитать, сколько эмигрантов вышло из России, со всех ее необъятных границ, то, наверно, до восьми миллионов покинуло русскую землю. В одиночестве, группами и целыми полками, целые армии, русские корабли отчаливали от Севастополя. На Графскую пристань высыпало почти полгорода севастопольцев, которые оставались, и мы прощались. Они нам сделали земной поклон, они нас не осуждали, и мы их не осуждали, что они остаются. На корабле священник совершал молебен напутственный, и тоже все эмигранты будущие встали на колени, и прощались со своей Родиной. Это, наверное, уникальное явление во всей истории человечества, такое прощание со своей Родиной. И вот мы за границей сейчас, наша эмиграция поначалу называлась политическая. И так долго мы подчинялись этому слову, но очень скоро мы поняли, что мы никакая не политическая эмиграция, совсем не политическая, мы ультра религиозная, духовная эмиграция. Как важно понять, что сейчас больше всего нужно для русского народа. Мы читаем о бесконечных партиях, которые сейчас создаются, они растут как грибы после хорошего дождя, и каждая партия предлагает какие-то свои рецепты на возрождение России, на возрождение экономики и прочее, того не понимая, что надо обновить русское сердце. Если у вас нет сердца, вы ничего не будете делать. Вы сами знаете все прекрасно, мы знаем это, каждый по своему личному опыту, что без сердца нельзя делать никакое дело, что если нет сердца, никакое дело не будет спориться, ничего не выйдет из этого. Так вот! Нужно исцелить сердце русское. Оно дряхлое сейчас, оно опустошенное, безбожием опустошенное, оно пустое совершенно. И вот нужно его заполнить. И чем его заполнить надо? Молитвою. Вот когда русский человек начнет сердечно молиться, то восстановятся финансы, восстановятся… Всё восстановится. Потому что сердце диктует всему, диктует рукам, ногам, всему человеку, уму его диктует, как делать, что делать, как лучше сделать. Это тайна вообще всякого человека, а в особенности, русского человека, который себя назвал Святой Русью. Это слово вышло не из кабинета министерства, это не вышло из-под пера ученого писателя, это вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал. И нельзя приписать никому это название, оно вышло из стихии, из сердца русского молящегося человека. Да, существует Русь, святая Русь. И чем она больше займет места в России, тем Россия будет лучше жить. И вот на это надо обратить самое главное внимание – на сердце русского народа, чтобы оно молилось. Да, молитва, возлюбленные братья и сестры, это не что-то эмоциональное, это не что-то сентиментальное, это наука из всех наук. Потому что наша главная трагедия, всего рода человеческого, что мы думаем одно, чувствуем другое, говорим третье, делаем четвертое. У нас как по басне Крылова «Щука, лебедь и рак». И это участь всего рода человеческого. Так вот, когда мы молимся, то Церковь Христова нас учит, что в молитве должны быть привлечены все силы человеческой души в одну точку, потому что всегда пред нами должен быть факел огня высшего, чтобы мы к нему стремились. Мы, может, не достигнем его, но должен гореть факел высшего духовного звания, высшей духовности. Непрестанно молитесь. И как это совершается? А вот так: если мы попросили Господа помолиться сердцем, и мы помолились, это столько дает радости, столько дает тишины всем человеческим естествам, и тут мы заплачем, мы заплачем, сладкими слезами заплачем, которые омоют нас как водой от всех грехов наших. И мы никогда это не забудем. И мы захотим снова вернуться к этому состоянию, это не просто счастье. Счастье – это бледное слово, ибо это такое состояние, блаженство уже теперь на земле ощущаемое теми, кто испытал сердечную молитву. Ибо на сердце Бог сразу же отвечает. В сердце вся личность человеческая, всё в человеке в сердце. Это весь его динамизм, это вся его личность в совокупности находится в сердце. Человек, который очень образованный, но сердце его занято страстями, это ходячая энциклопедия, от которой холодно. Хотя он знает массу вещей, но у него нет сердца, и он холоден, как лягушка. А человек, простой мужичок, который молится сердцем, ничего не знает, от него идет тепло, как от того мужичка, помните Достоевского, Марей. Вспомните, почитайте его еще раз, вы увидите, сколько в нем премудрости, сколько в нем сердца и любви. Итак, значит, сердце, оказывается, имеет возможность независимости, и если мы захотим потом опять вернуться к этой сердечной молитве, и идут дальше в бесконечной степени молитвы. Но дай Бог нам хотя бы встать на эту первую ступеньку настоящей молитвы, молитвы сердечной, и от этого будет все возможно, возрождение России, так просто, без всяких хитростей, без всяких программ политических, общественных и социальных. Когда сердце русское будет молящееся, то все будет спориться, Россия вновь вернется на свой прекрасный удел на земле, когда она будет светлой страницей для всех народов.
Протоиерей Сергий Кондаков: Наверно, все мы сейчас, дорогие братья и сестры, ощутили тот небесный огонь, который исходил от каждого слова митрополита Виталия. Вот он так трогательно рассказывал, как маленьким белым кадетом вместе с другими белыми изгнанниками покидал Россию. Но владыка Виталий всегда оставался духом в России, он сам был частью святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы. В годы Второй мировой войны отец Виталий бесстрашно спасал наших русских людей, не боясь бомбежек, гитлеровских и сталинских головорезов. Будучи архипастырем, он всячески выступал против экуменизма и апостасии, но главный Крест на него возложил Господь, когда владыка Виталий стал Первоиерархом Русской Православной Церкви Зарубежом. Я помню, как в 89-м году многие, кто ознакомился со словами владыки Виталия, оценивающими суть происходящего, были отрезвлены этими словами, потому что тогда, в конце 80-х годов, казалось, все находились под гипнозом горбачевской перестройки. Казалось, вот совсем немного, и настанет новая светлая эра. Я помню, как даже в Троице-Сергиевой лавре умудренные священники, которые не были льстецами власть предержащих, с восхищением говорили о происходящем, и о том, что вот-вот будет все замечательно. Но владыка Виталий обличал то, что происходило, называл вещи своими именами, и он был голосом не только Русской Зарубежной Церкви, он был голосом всей нашей Русской Православной Церкви. И это ему не простили, поэтому мы знаем, что и на владыку Виталия, и на всю Русскую Зарубежную Церковь обрушились самые настоящие гонения. Очень могущественные силы мирового беззакония постарались, чтобы Русской Зарубежной Церкви не было. И вот сейчас, давайте посмотрим с вами кадры документальные, где мы увидим унижение, оскорбление, нравственные пытки владыки Виталия, которые от претерпел от рук тех священнослужителей, ставших на путь апостасии, которые изменили спасительному курсу Русской Зарубежной Церкви. Посмотрим и еще раз поклонимся подвигу этого удивительного угодника Божия не только 20-го, но и 21-го века.
Видео.
Подборка фотографий, изображающих попытку насильственно похитить митрополита Виталия и пение: «Анафема!».
Протоиерей Сергий Кондаков: Дорогие братья и сестры, продолжаем нашу передачу, посвященную светлой памяти митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом. И думается, что сейчас как раз пришло время предоставить слово владыке Георгию, который с нами поделится о тех мыслях, которые приходят к нему, когда он вспоминает владыку Виталия. И хотелось бы узнать его точку зрения, каково значение подвига митрополита Виталия для Русской Православной Церкви Зарубежом, для всего Православия.. И хочу сказать, дорогие братья и сестры, что также все, кто принимает участие в нашей передаче, могут задать вопросы или же высказать какие-то свои мысли, пожелания. Будем рады, принимайте все участие в нашем общении, возможно даже в дискуссии. Пока владыка не вышел на связь.
Протоиерей Михаил Карпеев: Позвольте, я тогда сейчас расскажу о небольшом разговоре, так сказать, письменном разговоре, который был у меня буквально вот на днях с отцом Александром Ивашевичем, священником из Свято-Троицкого собора города Буэнос-Айрес. Он был келейником владыки Виталия, но, к сожалению, он сегодня не смог выйти на связь, хотя собирался, потому что он как обыкновенный сельский русский батюшка сам печёт просфоры. А вот владыка Георгий на связи. Владыка, слышите нас?
Архиепископ Георгий: Да, прекрасно слышу, спасибо. Владыка Виталий является для меня лично, ну скажем так, камнем, о который вот эти апостасийные волны, в общем-то, разбивались. Пока он был Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, была уверенность, я так понимаю, для многих в том, что никаких плохих событий не может произойти в Зарубежной Церкви. Дело в том, что я владыку Виталия сам не знал, но читал его проповеди, и, конечно, вы правильно сказали, что огнем благодатным эти проповеди озарены, так сказать, и когда слушаешь, особенно о молитве, о русском сердце, об Иисусовой молитве, то понимаешь, что этот человек жил верой православной, жил Христом, был со Христом, и для меня это немаловажным было еще тогда, когда я, будучи в Московской патриархии, уже принимал решение о переходе в Зарубежную Церковь. И был такой момент, когда в Кишиневе выступал известный всем протодьякон Андрей Кураев, мне пришлось поговорить с ним отдельно, и я его спросил: «Ну вот как же мы относимся к Зарубежной Церкви?» Он снял свои очки, посмотрел на меня так внимательно, а потом говорит: «Вы знаете, отец Георгий, пока владыка Виталий», - это, я не знаю, это или 89-й или немножко позже, - «пока владыка Виталий является Первоиерархом, никакого объединения и разговора о нем не может быть. Но вот придет владыка Лавр…» И таким образом, значит, дал понять, что все изменится. Но вот эти кадры, которые я сейчас видел, это всё то же, прекрасно все мы знаем эти кадры, что произошло тогда в церкви, когда владыку Виталия из Мансонвилля пытались увести. Конечно, в то время просто растерянность была по поводу того, что слышно было и видно. Сегодня это уже все понятно, что, действительно, у каждого человека есть свой залог, свой выбор, и часто люди его скрывают. Его скрывают, и вот приходит момент, когда так или иначе в деле является плод того, о чем думал, что хотел человек. И вот мне кажется, что у многих тех, кто готовили унию с Московской патриархией, план вот этой унии или еще чего-то, созревал вот там внутри, как у Иуды, не все сразу происходило, а постепенно. Господь наш Иисус Христос Иуду призывал не раз одуматься, всеразличнейше намекая ему на то, что он будет предателем, на то, что он не идет туда, куда надо. И мы видим, что, в конце концов, он предал, предал Иуда своего Учителя, самого Господа. И вот здесь, видимо, то, что созревало, то потом и произошло. И я так понимаю, что, с одной стороны, кто-то пользовался старостью владыки Виталия, кто-то пользовался какими-то другими аспектами, и ситуацией, которая сложилась вокруг владыки Виталия. И эти люди, в общем-то, шли на поводу у греха. И, к сожалению, мы знаем прекрасно, что грех – это плод дьявола. И вот владыка Виталий, он пострадал, он просто действительно, как Иосифу было видение, он действительно пострадал за Христа, я считаю, за Русскую Зарубежную Церковь, от кого-то бы ни было – братьев или лжебратьев. Каждый, где-то не понимая, а где-то понимая, как я уже говорил, сознательно слишком вложил в эту страшную ситуацию свою лепту. В общем, владыка Виталий для нашей Зарубежной Церкви действительно является примером стойкости, стойкости позиции, стойкости веры, молитвенником. И вечная ему память. Спаси Господи.
Протоиерей Сергий Кондаков: Владыка, вот у нас время бежит, а к нам пришли вопросы. И если вы благословите, мы хотели бы, чтобы мы отвечали на эти вопросы вместе с Вами. Но прежде, конечно, мы ждем от Вас слова, потому что вопросы от самых разных людей, интересующихся жизнью нашей Церкви. Они пришли как раз к нашей сегодняшней передаче.
Архиепископ Георгий: Спаси Господи, хорошо.
Протоиерей Сергий Кондаков: Сейчас вопрос найдем. Вопрос такой: «Во время Смуты и власти самозванцев и еретиков (начиная с 1927 г) целые поколения русских православных людей ушли в Вечность, оставшись в общении с самозванной иерархией и даже с откровенными еретиками. Конечно, степень осознания у всех была разная, но вот вопрос: их задержали на мытарстве ересей (19-е мытарство), как соучаствовавших в беззаконии, или же Господь простецам не помянул этого общения ? А если задержали, то возможно ли на будущем Всероссийском Поместном Соборе быть прочитанной над всеми умершими в таком общении (в неведении сути обольщения), разрешительной молитвы? Иером. Никандр».
Владыка, как мне думается, как говорится, у вас калибр самый большой духовный из всех здесь сидящих, вот, поэтому хотелось бы, прежде всего, ваше мнение услышать.
Архиепископ Георгий: Мое личное мнение такое, что, действительно, мы не можем рассуждать о том, задержали, не задержали там, на мытарствах этих людей. Глава Церкви – Христос, и Господь, как глава Церкви, Он видит всю правду, Он видит каждое сердце человека, и мне кажется, что в этой ситуации мы все-таки должны надеяться на милость Божию, ведь вы сами, кто задавал вопрос, говорите, что о простаках говорим, о простых людях, которые не могли разобраться. Это сейчас у нас Интернет есть, сейчас у нас есть все возможности читать документы какие-либо, с нас больше, наверно, спрос сегодня, чем с тех людей, которые на тот момент жили. Я надеюсь, что по милости Божией Господь этих людей помиловал. Ну а те, кто сознательно делали то, что делали, то я думаю, что гнев Божий над ними все-таки будет, но все же надеюсь, что Божией милостью эти простые люди все-таки не виновны в том, что делали иерархи того времени.
Протоиерей Сергий Кондаков: Следующий вопрос: «Отец Сергий, имеют ли право священнослужители, погрязшие в грехах, совершать обряды? Будет ли принято это Господом? Не считаете ли вы, что необходимо создать приход, не входящий в юрисдикцию патриарха Кирилла? Кто может сместить либо отлучить от церкви патриарха Кирилла? Спасибо за ответ. Разлычев Евгений».
Протоиерей Сергий Кондаков: Я думаю, дорогой Евгений, пример наш, наших приходов, говорит о том, что можно уйти действительно в свободную от апостасийных явлений, экуменизма, модернизма, сергианства, часть Русской Православной Церкви, в свободную действительно Церковь, Церковь, которая следует заветам святых апостолов и святых отцов, что мы, в общем-то, и сделали. Если говорить о том, возможно ли сейчас отлучить от церкви патриарха Кирилла, я бы хотел бы этот вопрос адресовать владыке. Вот есть такие энтузиасты, которые предлагают нам уже сейчас отлучить от Церкви патриарха Кирилла. Как ответить Евгению?
Архиепископ Георгий: Ну, я думаю, мое личное мнение: во-первых, для этого нужен настоящий Поместный Собор Русской Церкви, Российской Церкви. Пока его нет, мы можем быть только в ограждении от этих людей, по пятнадцатому правилу Двукратного Собора и предоставить на суд Божий этих людей. Понимать, что Церковь живет и руководится Господом в Духе Святом, и как-то это все управится. Главное, менять нашу жизнь, свою личную, для того, чтобы наша жизнь соответствовала жизни православного христианина, и вот тогда торжество Православия в нашей Церкви произойдет. А вот внешние какие-то административные действия, которые сейчас, например, можно прогнозировать, они могут ничего не дать, только лишь потому, что мы сами далеки от Господа. Ведь апостасия происходит из каждого человека, православного христианина, из каждого, из сердца каждого из нас. Вот владыка Виталий недаром говорил о дряхлом русском сердце, поэтому я думаю, что в отношении патриарха, это дело все-таки касается патриарха, касается, все-таки, дела Поместного Собора, настоящего, которого после 17-го,18-го года нет.
Протоиерей Сергий Кондаков: Я хотел бы еще заметить то, что упустил я из вида, отвечая на следующие вопросы: «Отец Сергий, имеют ли право священнослужители, погрязшие в грехах, совершать обряды?»
Апостольские правила нам со всей ясностью говорят, что нет. Если человек совершает страшные грехи и не кается в них, то он не может совершать таинства и православные обряды. И, кстати, одна из тех причин, по которой мы заняли такую позицию, кажущуюся многим непримиримой по отношению к Московской патриархии, это то, что, увы, закрываются глаза на страшные смертные, нераскаянные, явные грехи, и поэтому мы видим, как людей иеромонахи и имеющие более высокие должности церковные давят на улице своими шикарными машинами и тому подобное. Все это, конечно, является страшной дискредитацией и, по сути дела, хулой на Церковь.
Иерей Александр Малых: Я хотел бы добавить по этому вопросу, что в Московской патриархии икономия, она превосходит всякие границы, то, что говорят, что такой-то, такой-то, совершивший такие-то тяжкие грехи, по икономии служит. Понимаете, это уже действительно, это уже вопреки канонам церковным происходит. И поэтому, конечно, нужно здесь уже применять не икономию, а в полной силе применять церковные правила, потому что в этом случае уже Церковь перестает быть Церковью.
Еще третий вопрос у нас здесь: «Здравствуйте. У меня к институту Церкви множество вопросов, но ответьте хотя бы на такие: когда церковники откроют людям информацию о реинкарнации и истинную историю жизни, так называемых, святых, чьи руки в крови русского народа? Пора многое прояснить. Толстова Тамара».
Вот, какой-то вопрос, что тут имеется в виду, какие святые, о каких святых может быть речь?
Протоиерей Сергий Кондаков: Знаете, отец Александр, надо предложить Тамаре, чтобы она к нашей следующей передаче подготовила более ясный вопрос, развернутый, чтобы имели представление, в общем-то, о сути вопроса. Тогда, может быть, перейдем к следующему вопросу? Давайте.
Иерей Александр Малых: «Уважаемые, протоиерей, о. Сергий, протоиерей, о. Михаил и иерей, о. Александр, я рад, что вы неустанно проповедуете Слово Божие во благо государства русского – России. Темы вашей первой информационной передачи «Преображение» интересны и поучительны для всех нас – кому небезразлична судьба Православной России. Но у меня к вам другие вопросы. Первое, по моему представлению о государственном управлении существуют только два вида власти – верховная при монархии и «ничтожная» при анархии. Как вы понимаете, у нас монархии нет, то власть сегодня в России представлена по форме: общенародная, а по содержанию – «ничтожная», т.е. в стране анархия – вредная с точки зрения богоугодного мироустроения».
Но тут, собственно говоря, не вопрос, а утверждение.
Протоиерей Михаил Карпеев: Он сам отвечает на свой вопрос, этот автор.
Иерей Александр Малых: Ну, в принципе, мы с ним согласны, ведь так ведь, наверно, отцы, да? Владыка.
Архиепископ Георгий: Наверно, тут надо немножко тоже указать. Безусловно, монархия православная, все мы понимаем, что это, и не об этом сейчас разговор, но смысл в чем? Смысл в том, что надо не забывать, что природа человеческая, в своем состоянии падения, скажем так, вследствие падения, она требует, естественно, какого-то порядка. И вот власть, я сейчас беру принцип власти, я не говорю о власти ни монархической, ни другой какой-либо. Он должен присутствовать среди людей, и поэтому любая власть, конечно, она бывает разная, значит, она все-таки где-то в чем-то выполняет функцию определенную, иначе бы уже…Функцию какой-то охраны, какого-то порядка, пусть даже небольшого, поэтому в этой ситуации следует просто понимать, что бывает власть, Богом данная, Богом попущенная, вот. А в отношении анархии, ну опять-таки, это понятно. Кто анархию делает? Мы же сами, люди, эту анархию и делаем.
Протоиерей Сергий Кондаков: Да, это действительно так, владыка, и хотелось бы еще сказать. Действительно, для православного традиционного сознания, монархия – это наиболее благоприятная форма правления, и здесь нет никаких споров. Среди святых не было республиканцев, все святые отцы были, в той или иной мере, монархистами. Но, как говорил великий наш философ Ильин, и не только он, мы должны быть достойны монархии. Пока что Россия, российское общество не созрело для монархии. А вот для лжемонархии, увы, наша страна давно созрела, и здесь есть большая опасность, потому что могут быть страшные подмены. Думается, что нам, прежде всего, следует добиваться, чтобы Россия стала по-настоящему правовым государством, где бы соблюдались права человека, где торжествовал бы закон. И вот для начала это было бы неплохо. А монархия – это для нас идеал, и все мы, конечно, молимся, чтобы когда-то в России вновь появился благоверный Государь-Император.
Архиепископ Георгий: Дай Бог, дай Бог.
Иерей Александр Малых: Есть еще одна, вторая часть этого вопроса, тоже, видимо, связанная с монархией, хотя вопрос не очень ясный. «Считаете ли вы обязательным, чтобы весь православный клир принес покаяние Господу и попросил прощение у русского народа за непринятия мер, видя нерадивость рабов Божиих, получавших монаршие венцы на управление рабами Божиими подданными Господом им для соблюдения благочестивого жизнепребывание в этом мире? С уважением, Василий Трофимченко, станица Ладожская Земли Кубанской».
Тут, видимо, автор вопроса спрашивает о том, что за грехи православных монархов необходимо, чтобы православный клир принес покаяние Господу. Вообще говоря, православные монархи, я думаю, что можно так ответить, это были люди православные, они сами, в общем-то, регулярно каялись на исповедях в каких-то личных грехах. Вот. И поэтому мы молимся, чтобы Господь простил им грехи и упокоил их души в Царствии Небесном, и приносить покаяние в чужих грехах неуместно.
Протоиерей Сергий Кондаков: Владыка, может быть, вы прокомментируете вот этот вопрос? Надо ли нам каяться за грехи, которые были во время, скажем, императорской России?
Архиепископ Георгий: Ну, во-первых, мы не жили с вами во время императорской России. А в отношении подхода к грехам, мы должны, безусловно, все каяться в своих грехах в первую очередь, и помнить одну очень важную вещь, что у каждого человека, в душе его живут греховные страсти, как следствие первородного греха. И вот с этим мы должны бороться, в этом должны каяться. Другое дело, что какие-то ошибки были у наших императоров. Тут правильно сказано о том, что они тоже каялись в своих грехах, они тоже люди были, в первую очередь люди, а потом императоры и так далее. Но опять-таки, я думаю, что мы должны в своих грехах каяться и молиться о том, чтобы Господь помиловал нас, нашу Российскую страну и чтобы даровал нам действительно православного Царя. А вот сейчас многие ждут не дождутся, как говорится… Вот эта тема православного Царя витает, но вот правильно отец Сергий сказал, что, к сожалению, может быть большая, большая страшная подмена.
Протоиерей Михаил Карпеев: И вот еще вопрос, его задал нам Геннадий Ковтунец: «Новый Завет, насколько я понимаю, - это конституция христианина, соответствовать которой цель всей его жизни. А руководство Церкви в лице архипастырей стоит в авангарде этого пути. И если люди, стоящие во главе духовно падают, дают слабину, то это самым пагубным образом влияет на всю паству. Вопрос состоит в следующем: Какова ваша оценка нынешнего духовного состояния архипастырей и какие вы видите шаги преодоления существующих нестроений?»
Если Геннадий задает вопросы относительно Русской Православной Церкви Зарубежом, то я могу сказать, что духовное состояние архипастырей, слава Богу, на высоте. А если касается Московской патриархии, то здесь только руками развести, и нынешнее духовное состояние, к сожалению, не только желает лучшего, оно просто, это катастрофа. Там глубочайший кризис нравственности постиг всех почти архипастырей Московской патриархии.
Иерей Александр Малых: И, наконец, у нас, я думаю, последний вопрос в нашей приближающейся к концу передаче: «Отец Сергий, здравствуйте и благословите. Хочу спросить в рамках передачи, что конкретно делается для объединения всех осколков РПЦЗ, и возможно ли такое объединение в ближайшем будущем? И ещё: мне кажется, что нужно строить хотя бы по одному храму в каждом крупном городе. Спасибо. Прошу ваших молитв за меня, грешного и недостойного. Олег Дмитриевич. С Богом».
Владыка, может быть, Вы.
Протоиерей Сергий Кондаков: Владыка, я думаю, все-таки, что этот вопрос более уместно опять переадресовать Вам, потому что Вы являетесь архипастырем Русской Зарубежной Церкви.
Архиепископ Георгий: Дело в том, что наш Синод, наши все архиереи несколько раз делали обращение ко всем, так называемым, осколкам, и даже вот я по благословлению Синода имел разговор по телефону с главами этих церковных образований. Вроде бы все говорят о том, что да, надо единство, как бы одобряют вот этот путь, но когда дело подходит к каким-то конкретным шагам, всё это останавливается. И я думаю, что мы будем предпринимать и далее попытки какие-либо, чтобы вести переговоры, выяснять какие-то моменты между нами. Я вообще даже так предлагал: давайте мы просто соберемся чайку попьем, увидим, что мы люди, все мы, никто не преследуем никаких своих интересов, для нас важна Церковь, важно то, чтобы Русская Зарубежная Церковь после этого потрясения пришла в себя. Но вот, увы, пока так, как есть. Наверно, по грехам нашим, - Господи, помилуй нас грешных, - всё это останавливается
Протоиерей Сергий Кондаков: Дорогие друзья, я бы хотел всех тех, кто принимает участие в нашей передаче, призвать более активно участвовать. Если вы хотите, можете задать вопрос и нам и, конечно же, прежде всего владыке. Давайте, набирайтесь мужества и задавайте вопросы, не стесняйтесь. Я еще хотел бы ответить на вопрос, который нам поступил. Это отношение Русской Православной Церкви Зарубежом к национализму. И вот этот вопрос, на мой взгляд, несколько является странным, потому что для православного сознания ясно, что идеи Гитлера и Евангелие – это Царство Небесное и ад. Царство Небесное, конечно, - святое Православие, ад – это идеи Гитлера. И если мы хотим узнать о том, как нам надо относиться к национал-социалистическому движению в Германии, то, прежде всего, надо обратиться к великому русскому философу Ивану Ильину, который в нацистской Германии подвергся гонениям, чуть не угодил в концлагерь и был вынужден бежать, надо обратиться…
Иерей Александр Малых: А он был прихожанином Русской Зарубежной Церкви.
Протоиерей Сергий Кондаков: Да, он был прихожанином Русской Зарубежной Церкви, и одним из самых славных прихожан. Надо обратиться к мученикам сербским, сколько было замучено в Сербии, надо обратиться к мученикам чешским, надо обратиться к очень многим достойным и даже святым людям, которые приняли мученическую кончину от рук нацистов. Да, действительно, многие русские люди искренне надеялись, что с помощью Гитлера смогут освободить Россию, и в германской армии было немало порядочных людей. Часть из них восстали против Гитлера, пытались…
Архиепископ Георгий: Так в чем вопрос, простите, опять было не конца слышно? Я понял, о чем, но не до конца.
Протоиерей Сергий Кондаков: Вопрос, владыка: каково отношение Русской Православной Церкви Зарубежом к идеям национал-социализма?
Архиепископ Георгий: Ну, безусловно, отрицательное и, конечно же, об этом мы уже говорили на Синоде недавнем. И тут только такое однозначное отношение и ничего более. Вот, весь ответ.
Протоиерей Сергий Кондаков: Ну что ж, дорогие друзья, есть ли вопросы тех, кто сейчас смотрит нашу передачу, есть ли вопросы? Вопросов нет. Ну что же, будем надеяться, что в следующий раз все будут значительно смелее участвовать в нашей программе. Мы просим всех вас, дорогие братья и сестры, помолиться за нас, грешных, испрашиваем благословение у владыки Георгия. Благословите.
Архиепископ Георгий: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Протоиерей Сергий Кондаков: Ну что ж, на этой победной ноте давайте сегодня и завершим нашу программу. Если Бог благословит, встретимся через месяц. Храни вас всех Бог.
Комментарии
Оставьте комментарий